Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автомобиль, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры служит экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели часто по разному именуют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из этих наименований дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным названием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое уникальное название более семи лет тому назад, основная масса юристов, судей, адвокатов, следователей по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, не уточняя точного вида экспертного исследования.

В следствии такого общего и абстрактного определения данного исследования, в нашей практике довольно часто складываются ситуации, когда в адрес экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы знания именно эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

Возникает некрасивая ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, в результате чего сроки расследования дела не выдерживаются по причине элементарной грамотности указанных выше участников судебного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин;

• текущее состояние дороги в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение автомобиля и других участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспорта и прочих объектов по полотну автомобильной дороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: отсутствие дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия, ошибочное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги и прочие негативные особенности дорожной обстановки.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставить материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полное изучение комплекса информации о происшествии.

Кстати, в случаях, где главной причиной происшествия являются погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент ДТП.